Учим детей понимать чувства

Большая психология в школе

В настоящее время школьная психология изменяется вместе со всей школьной системой.  Создаются учебные центры, включающие в себя школы разных типов, детские сады, развивающие центры. Перед психологами, работающими в таких школах, стоит задача  поиска «универсальных» инструментов для работы с детьми разного возраста и разного уровня развития. Эти инструменты должны отвечать также и другим требованиям:

  • быть многозадачными (развивать коммуникативные навыки, рефлексию, эмпатию, саморегуляцию, служить целям повышения самооценки и углубления чувства самоценности детей и т.д.);
  • быть малозатратными (психологу нелегко перевозить свой инструментарий из здания в здание);
  • быть простыми, чтобы психолог в школе мог передать инструмент педагогу, воспитателю, разумеется, после совместной практики.
  • применяться и в мини-группах,  и в классах и  в парной работе.

Такими инструментами, на наш взгляд, являются психологические процедуры, разработанные американским  психологом   Вирджинией Сатир, основоположницей  семейного консультирования, продолжательницей  гуманистического направления в психологии. Сегодня я расскажу о той из них, которую В.Сатир разработала для семейной терапии, на практике же она использовалась и для работы  с большими группами людей разных возрастов, в том числе в России, чему автор данной статьи была свидетелем в 90-е гг. XX столетия.

В настоящее время, в адаптированном варианте, эта процедура носит название «Измерение температуры» и  используется в  школах при работе педагога-психолога.

Психологическое занятие

«Измерение температуры группы»

Цели:

  • Развитие  коммуникативных навыков, рефлексии, эмпатии, саморегуляции.
  • Повышение самооценки.
  • Повышение уровня доверия детей друг к другу и к педагогам.

Задачи:

  • Введение и удержание правил.
  • Создание безопасной атмосферы
  • Передача моделей уважительного и безоценочного общения.
  • Диагностика.

Описание процедуры.

Дети могут сесть полукругом или оставаться за партами. Ведущий размещается перед ними.

Ведущий включает презентацию. На доске мелом  рисует термометр (ртутный). Если в этом классе работа проводится в первый раз, ведущий уточняет, понимают ли дети, для чего служит термометр. Обсуждение сопровождается слайдами презентации и  заканчивается словами ведущего о том, что можно измерять и температуру в классе, например, высказать свои мысли и чувства, чтобы они не привели к эмоциональному «недомоганию»: появлению печали, раздражения, злости  у одноклассников.

Ведущий напоминает, сколько времени отведено на занятие.

Далее он поясняет правила: высказаться может каждый, кто захочет, Для этого надо поднять руку, по приглашению ведущего выйти и встать рядом с ним. Пока ребенок говорит, он является  «звездой» – его высказывание – в центре внимания, остальные ребята слушают  молча. Главное — это выслушать товарища, не обсуждая и не осуждая. «Звезда» может попросить совета, а может и не просить. Участие, конечно, добровольное.

Далее ведущий объясняет, что все, о чем говорится на таком занятии, обсуждению вне занятия не подлежит. Чтобы поговорить с одноклассником о той теме, которую он затронет во время «Измерения температуры», надо спросить  у него разрешения.

Наконец, ведущий показывает, как с помощью термометра, нарисованного на доске, можно отмечать, какая температура сейчас в классе: нормальная, повышенная, близкая к критической.

Далее предъявляется (с помощью презентации, можно написать на доске) порядок тем для высказываний:

  1. Благодарности
  2. Трудности и жалобы
  3. Информация
  4. Надежды и желания

Лучше всего, если ведущий подаст пример, как это можно сделать, например, он может сказать: «Я благодарен Семену, что он помог помыть доску перед занятием». Здесь важно помнить, что дети младшего школьного возраста склонны  к копированию, поэтому нужно иметь в запасе и другие высказывания, например, можно сказать  «Я хочу высказать благодарность моей маме за то, что…». Так можно подводить детей к темам, актуальным для данного детского коллектива.

Далее ведущий предлагает  поднять руку тем, кто хочет высказать благодарность кому-либо. Важной задачей на каждом этапе является поддержка «звезды» – надо добиться, чтобы ребенка слушали, чтобы ему было безопасно рядом с ведущим,  и, главное, почти каждое высказывание детей нуждается в переформулировании. Например, ребенок может сказать и такое: «Я благодарен брату за то, что он меня не стукнул». Вот здесь ведущий должен уметь действовать в традициях гуманистического подхода, сохраняя безопасность для всех участников процесса. Например, его реакция может быть такой: «Ты очень рад, что сегодня обошлось без потасовки. И я поняла, что есть трудность – брат может ударить. Трудности мы тоже будем обсуждать сегодня. Если ты захочешь, поднимешь руку и скажешь об этом».

На этапе обсуждения трудностей и жалоб ведущий, если увидит необходимость, вернется к этой теме и этому ребенку. Либо использует эту информацию для индивидуальной работы с ним

Когда все желающие выскажутся, ведущий задает классу вопрос: «Как,  по-вашему, температура в нашем классе повысилась или понизилась?» Это рефлексивный момент занятия, дети сравнивают свои ощущения с моментом начала занятия, чаще всего легко пользуются предложенной метафорой и отмечают вместе с ведущим, что температура стала ниже, приблизилась к зоне комфорта.

Этот же прием можно использовать, если дети, например, не могут успокоиться. Ведущий тогда может взять слово и сказать об этом как о своей проблеме (см. пункт «трудности и жалобы, описание) и показать, что температура повысилась, близка к критической и т.п. Этот прием – визуальное отображение уровня температуры на термометре – предложен педагогами-психологами  как наиболее понятный детям этого возраста. В классический вариант, предложенный В.Сатир, он не входит.

Этап обсуждения трудностей и жалоб очень важен. В ученической среде распространена установка «ябедничать (взрослым) нельзя», которая поддерживается часто и спонтанными, непродуманными действиями педагогов. В ходе «Измерения температуры» детям предлагается открыто рассказать о своих трудностях, жалобах.            этом ведущий помогает переформулировать жалобу как «Я-сообщение». Например, ребенок жалуется: «Петя взял мой учебник». Ведущий может продолжить:  «Петя взял твой учебник… Что  ты почувствовал?»  Ответ ребенка формулируется как «Я-сообщение». Ведущий: «Понятно, ты обиделся. Ребята, а кому еще не нравится, когда его вещи берут без спроса? Вам тоже обидно?» Можно обратиться к Пете с вопросом: «Петя, а ты знал, что твоему однокласснику обидно?» и так далее – формат открывает много возможностей для безоценочного обсуждения  поступков детей.

Кроме того, на этом этапе  можно учить детей тому, как сопровождать свои жалобы конкретными предложениями, направленными на изменение ситуации. Хорошо спросить у всех детей, встречались ли они с такими трудностями и как они их решают. Возможность услышать подобную информацию очень важна для каждого ребенка. Во-первых, он понимает, что он не одинок, и у других людей (включая взрослых) могут быть похожие проблемы. Перед ним раскрывается диапазон возможных путей решения. Ведущий может спросить ребенка, готов ли он попробовать какой-либо  из предложенных вариантов решения – и у ребенка появляется ощущение, что он властен над своей жизнью, он может выбирать. Ведущий спрашивает, с кем  ребенок может поговорить дома на поднятую тему, и это тоже важная информация о нем.

Этап «Информация». Его цель – научить детей сообщать информацию, относящуюся к классу, правильно понимать ее,  задавать вопросы по существу, договариваться о взаимодействии. Хорошо, если учитель в рамках этого этапа сообщает об общих делах класса, например, напоминает, у кого из ребят  в этом месяце день рождения, когда состоится экскурсия и т.п.

Наконец наступает любимый этап детей – они говорят о мечтах и желаниях. Ведущий напоминает, что чувства, желания и мечты могут быть любыми – их никто не оспаривает и не критикует. Дети говорят разное – от желания что-то получить в подарок до, например, желания вновь увидеть умершего хомячка живым. Задачей ведущего здесь является поддержка «звезды», признание и принятие всего сказанного. Ведущий может воспользоваться приемом «когда я учился в школе». Речь идет о том, чтобы присоединиться к ребенку, рассказав о своем похожем детском желании; особенно это прием помогает при работе с аутсайдерами. Ну и, конечно, можно помочь детям соритенироваться в том, как можно обходиться с несбыточными мечтами, если речь идет, в частности, об утрате.

Зная о желаниях ребенка, педагог-психолог также получает дополнительный диагностический материал для индивидуальной работы с детьми,  родителями, другими педагогами.

Закончить занятие можно любым ритуалом, принятым в данном классе. Хорошо, если он будет включать в себя слова благодарности всем участникам и обязательно – напоминание о том, что надо быть бережными друг к другу, не обсуждать услышанное, если это неприятно товарищу.

Такое занятие длительностью 30 минут проводится в начальной школе примерно 1 раз в месяц. Его проводит педагог-психолог, педагог и воспитатель тоже присутствуют и участвуют в процедуре. Нередко педагоги используют элементы «Измерения температуры» при работе с классом, наиболее часто – этапы «Информация» и «Благодарности».

Дети очень любят и ждут это занятие.

Наблюдение и психологическая диагностика показывают, что уровень удовлетворенности отношениями в начальных классах высокий, дети доверяют взрослым Безоценочная позиция взрослого помогает им чувствовать себя защищенными.. Дети в безопасной обстановке могут выражать свои чувства, усваивают конструктивные формы высказываний (например, «Я-сообщение»). Формируется уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

Источники:

«Как строить себя и свою семью» http://www.center-nlp.ru/library/s55/s63/d404.html?print_version=true&current_book_page=12).