Родительское собрание о школьных отметках

Родительское собрание

«Адаптация детей и родителей к введению школьных отметок»

В настоящее время отметки в школах начинают выставлять начиная со 2-го класса. Это не значит, что оценки работы ребенка в 1 классе не было – просто она носила безотметочный характер. Дети, приходя домой из школы, сообщали родителям, что из похвалила учительница, или что все «молодцы», или совсем наоборот… На родительских собраниях в 1 классе далеко не всегда учитель может подробно описать каждому родителю, в чем суть трудностей ребенка…

Так что на первые отметки во втором классе родители порой реагируют сильнее и болезненнее, чем дети, и все потому, что их представления о возможностях ребенка, конечно, не укладываются в принятые баллы. Чтобы облегчить и детям и родителям этап адаптации к школьной отметке, надо проводить соответствующую работу с ними. Для детей это может быть ряд занятий по программе «Отметки приходят в гости» (Журнал

«Школьный психолог» февраль, март 2010г.).

Для родителей – родительское собрание на тему «Адаптация детей и родителей к введению школьных отметок»

Ниже приводится пример подобного собрания, причем его может провести как психолог, так и педагог класса (далее-ведущий). Собрание проводится либо в конце августа, как часть традиционного организационного собрания родителей второклассников, либо как отдельное собрание в первой декаде сентября. Это важно для правильного выстраивания реакции родителей на первые отметки ребенка.

Ведущий: Начиная со второго класса и до конца школы знания детей будут оцениваться с помощью отметок – 2, 3. 4. 5. «Единицу», как правило, не ставят. В более старших классах появятся и другие виды оценивания, например, процент выполнения комплексной работы, но мы сейчас говорим именно о пятибалльной шкале.

Важно понимать, что термин «отметка» не отрицает другого понятия – «оценка». Давайте разберемся, в чем разница.

Оценка – это инструмент работы педагога. Именно оценивая работу ребенка, учитель дает ему обратную связь о правильности выполнения задания, о том, уложился ли ребенок в отведенное время, аккуратно ли работал и т.п. Оценка может быть словесной («Ты красиво написал это предложение, но в нем есть ошибка»), предметной (дети за правильные ответы получают символические предметы – звездочки, ордена и т.п.).

А отметка – это оценка в цифровом выражении. Чтобы она правильно «работала», ребенок должен знать критерии, по которым она выставлена. Тогда отметка действительно сыграет свою роль – информационную и мотивирующую.

Далее ведущий знакомит родителей с критериями выставления отметок по русскому языку и математике, другим предметам.

Резюме: Ребенок на этапе введения отметки может и не знать, пока он не усвоил все критерии, за что он получил «четыре», «пять» или «три». Поэтому бесполезно спрашивать «Почему у тебя «тройка» за домашнее задание?». Полезно говорить: «Давай посмотрим твою работу и поймем, как сделать лучше».

Ведущий: Поговорим о других аспектах отметки. Необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста. Они еще не могут разделять личность и действия личности. Получил «двойку» – ты плохой, «пятерку» – хороший. Поэтому детям надо объяснять, что отметка – это сигнал. «Пятерка» – все сделал правильно, «четверка» – есть недочеты, и разобрать, какие, поговорить о том, что надо СДЕЛАТЬ, чтобы исправить их или не допустить в следующий раз. «Тройка» говорит о том, что ошибок и недочетов много. Это повод обсудить, понятно ли правило или задача, в чем затруднения и т.п.

Ребенок в этом возрасте отчаянно нуждается в точной, корректной обратной связи о своей работе от взрослого. Родителям может помочь техника позитивного оценивания, которая позволяет сформировать адекватную самооценку, умение анализировать, умение контролировать свои действия и поступки.

Техника позитивного оценивания – это ряд последовательных шагов, которых надо придерживаться при разговоре с ребенком о его конкретной учебной ситуации:

Констатация факта – «Я вижу, у тебя «три» за домашнее задание».

Положительная оценка - «Я знаю, ты очень старался…».

Указания на ошибки – «Но сегодня у тебя не получилось (описать, что именно)».

Анализ причин – «Посмотри, ты подумал, что…, но это не так».

Обсуждение иных способов действий.

Выражение уверенности – «Но в следующий раз, я уверена, ты поступишь так, как мы с тобой сейчас решили».

Ведущий может предложить родителям попрактиковаться в применении техники позитивного оценивания. Лучше взять одну ситуацию для всех, например: ребенок-второклассник получил «двойку» за решение задачи. Мама видит отметку в дневнике и…

Групповое обсуждение поможет родителям выявить свои наработанные стереотипные реакции на подобные ситуации, побудит попробовать новую форму общения с ребенком.

Резюме: Ребенок на этапе введения отметки может не понимать, как соотносятся его вложенные в работу усилия и отметка. Он старался, а получил невысокую отметку. Он еще не может построить эффективную стратегию для своей работы. Взрослый, используя полную и корректную обратную связь (техника позитивного оценивания), поможет ему понять, что надо было делать иначе.

Ведущий: Взрослые нечасто задумываются о том, что разные отметки в дневнике ученика полезны в том смысле, что учат его адекватно относиться к успехам и неудачам.

Плохо, когда ребенок оказывается погребенным под бесконечными «двойками» и «тройками», так как в этом случае он привыкает к неуспехам, становится пессимистом, страдает его самооценка.

Однако противоположная ситуация не менее драматична – впоследствии. Если ребенок в течение всех лет школьного обучения получал лишь положительные отметки, то, перешагнув порог школы, он может оказаться не готовым к жизненным неудачам.

А в это время его сверстники, научившиеся еще в школьные годы переживать и победы и поражения, корректируют свои жизненные планы в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Поэтому важно формировать адекватное отношение ребёнка к своим неудачам, акцентируя внимание на путях выхода из сложившейся ситуации, используя стратегию позитивного оценивания, поиска положительного в сложившейся ситуации.

Резюме: Очень важно постоянно говорить детям, что конкретная отметка говорит ребенку только о том, как он справился с конкретным заданием, и никак не соотносится с тем, какой ты ученик, какой ты мальчик (или девочка). Все дети – хорошие. А делать, работать – они только учатся. И школьная отметка – это только сигнал, маячок, он относится к действиям, а не к личности ребенка.

Завершение.

Ведущий: Уважаемые родители! В завершение нашего собрания хочу сказать вам следующее:

  1. Отметки Вашего ребенка – это отметки ребенка, а не Ваши. Прежде, чем говорить с ребенком о них, убедитесь, что Вами движут не эмоции, а разум.

  2. Говорите об отметке так, чтобы ребенок понимал, что он сделал не так, и одновременно понимал, что он любим Вами по-прежнему.

  3. Учите ребенка переживать как успехи, так и неудачи. В этом – школьные отметки Вашего ребенка – это Ваши союзники.

Успехов Вам и Вашим детям!